А был ли матриархат-то?

17.01.2017

Вместе с тем, именно эти отношения проще всего опошлить, исказить, разрушить… А ведь так важно, чтобы в отношениях мужчины и женщины существовала бы гармония. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме.

Одно это придает взаимоотношениям мужчины и женщины «особый статус», поднимает их над мирской суетой и выделяет из мира природы. Так стыдно! Надо срочно чем-то заняться!» Эти слова довольно точно передают царящие в современном мире умонастроения.

А разобраться, наверное, все же стоит. Хотя бы потому, что в конечном итоге цена всех подобных перемен — это разрушенные или, наоборот, налаженные человеческие взаимоотношения. И здесь, чтобы лучше понять настоящее и оценить будущее, стоит заглянуть в прошлое. Действительно, прежде, чем окончательно решать, что плохо, а что хорошо, а также определиться с тем, кто виноват и что делать, давайте попробуем разобраться в том, как было и как все менялось.

А был ли матриархат-то?

Большинство известных нам древних культур — культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве. По мнению других специалистов, существование в давние времена матриархата подтверждается некоторыми мифологическими сказаниями.

Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра — единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. В данном конкретном случае — эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию, которая отличает прежде всего женщину. Эмоционально-чувственная женщина первой поддалась на призыв соблазнителя и, искусившись, повлекла за собой и мужчину.

3] По существовавшему в древних культурах обычаю, нарекающий имя, во-первых, уже обладает властью, а во-вторых, становясь тем, кто дает имя, получает дополнительную власть. 5] Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека.

Прообраз, так как отношения в падшем мире облекаются в преходящую, временную форму и будут преодолены. Итак, библейский рассказ говорит нам об изменившихся взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В новом типе отношений женщина занимает положение подчиненное. Напротив, все это стало возможным после грехопадения и из-за него. И эта модель должна быть преодолена, как должно быть преодолено само падшее состояние человечества.

В древнем мире женщина — всегда источник соблазнов. В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины изображается как двойственное. Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. 8] Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина — за то, что Бог не создал его женщиной.

Tempora Mutantur… (Времена меняются)

На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Способ для этого избирался весьма оригинальный: «Такую жену надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки».

«А жена да убоится мужа!»

К людям («авилумам» ) приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. В отличие от иудейской традиции, во многих других древних культурах мы не видим столь глубокого почитания брака, почитания, коренящегося в религиозных смыслах.

Новозаветное переосмысление человеческого предназначения внесет свои коррективы в понимание брака и безбрачия. И здесь религия определяет культуру, определяет ценности и положение женщины. Кому-то может показаться странным, однако ни Древняя Греция, ни Древний Рим не были исключением в плане отношения к женщине. Конечно, образ женщины в эпоху античности будет неполным, если ограничиться описанием женского социального бесправия и мужского произвола.

Сегодня для большинства из нас все это звучит дико, хотя мы редко задумываемся о том, что наше отношение есть следствие проникновения христианских ценностей в культуру.

С тех пор и бьются в семейных отношениях две силы: добрая, соединяющая, и злая, разъединяющая. Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII — начала XIX века. Хотя существенно и в это время ничего не меняется.

В продолжение:

Связанные записи

No Comments

Comments are closed.